|
|
Обзор современных велосипедов.В последние годы на рынке России появился большой выбор продукции велосипедных фирм из США, Европы, Азии, и др. Появились как совершенно новые, для нашего потребителя, типы велосипедов, так и существенно улучшились известные ранее. Здесь приведены основные типы велосипедов. 1. Дорожный велосипед (Citybike). Это закрытая или открытая (женская) рама, колеса диаметром 28 дюймов (обычно 622x37, 40мм), грязевые щитки, прочный багажник, цепь, обычно закрытая специальным кожухом. Посадка на таком велосипеде предполагает прямое и почти вертикальное положение спины. Такой велосипед не предназначен для длительных поездок. Раньше, как правило, он имел одну передачу. Однако в последнее время (на западе это не новшество) появилось много моделей, оснащенных механизмами переключения передач, причем обычно планетарными втулками. Это 3х-4х-7ми-скоростные втулки (трехскоростные уже практически не встречаются), Sachs сделали попытку производить 12ти-скоростную (Elan), но впоследствии отказались от этого. Такие втулки часто бывают совмещены с тормозами, то есть торможение производится вращением педалей назад, как на обычном дорожном велосипеде. Переключение происходит внутри при помощи набора шестеренок, причем переключать передачи можно стоя на месте. Главный их недостаток - большой вес, а для трех- и четырехскоростных втулок - большой шаг между передачами, доходящий до 35%. Использование передач существенно расширяет возможности данного типа велосипедов. Вес велосипедов данного класса 15-18 кг. 2. Гибрид (Hybrid). Отчасти новый для российского велосипедиста тип. Это велосипед с колесами 28 дюймов (622х32, 37, 40, 44), с прочной рамой, имеющей геометрию и компоновку от горного велосипеда (то есть часто отсутствует провис каретки), но несколько облегченную и с более высокой посадкой. Остальные узлы и агрегаты - переключатели скоростей, тормозная система так же взяты от него, хотя часть оборудования может быть специальной (Shimano Nexave). Иногда, хотя далеко не всегда, имеется гоночный руль (бараньи рога). Иногда байк имеет амортизационную вилку, обычно с маленьким ходом. Как правило (но не всегда) имеется багажник, грязевые щитки и другие вспомогательные агрегаты. Очень часто рамы таких велосипедов изготавливаются из легированных хромомолибденовых сталей и алюминиевых сплавов, реже из титановых. Данный тип велосипедов почти идеально подходит для дальних путешествий, прочная рама и надежное оборудование позволяет передвигаться по дорогам с разным типом покрытий вплоть до плохих грунтовок с приличной скоростью. Как правило, такие велосипеды имеют от 18 до 27 скоростей. Что-то типа наших велосипедов "Турист", "Спутник", но значительно лучше по своим эксплуатационным свойствам, таким как прочность и ходовые качества. Наши магазины почему-то совершенно не признают их. Вес 12-15 кг. 3. Шоссейный (гоночный) велосипед. Колеса, как правило, 27 дюймов (кроме специальных машин). Изменениям по сравнению с советским периодом подверглись отдельные узлы и агрегаты: система переключения скоростей, тормозная система. Появились клинчерные колеса. В этих колесах применяются очень узкие покрышки и камеры. Данное новшество избавляет велосипедиста от мучений связанных с заменой однотрубок, не говоря о значительно более редких проколах. Основное назначение шоссейных велосипедов - ездить быстро и далеко. Как правило, имеют от 12 до 24 скоростей (спереди обычно ставится только две звезды). В производстве рам широко применяются алюминиевые, титановые сплавы и композиты. Но для многодневного туризма под рюкзаком такие велосипеды имеют очень ограниченную применимость - ставить багажник (кроме, может быть, легенького) на такой велосипед не стоит. Вес 5-13 кг. 4. МТВ (горный велосипед, маунтин байк). Это велосипеды с очень прочной и легкой рамой, со специальной геометрией. Часто отсутствует провис каретки, то есть каретка находится не ниже линии, соединяющей оси колес. Из этого следует, что MTB имеет увеличенный дорожный просвет. Для той же цели используют уменьшенный диаметр ведущих и, соответственно, ведомых звездочек. Это позволяет при езде по сильно пересеченной местности не задевать ведущими звездочками и шатунами за препятствия. Кроме того, маленький размер звездочек позволяет иметь более широкий диапазон передач при тех же изменениях длины цепи. А так же применяются прочные обода, иногда двойные и даже тройные, из легких сплавов, мощные покрышки (диаметр колес обычно 26 дюймов, 559x44, 47, 50, 54, 57 мм). Велосипед имеет передний и задний переключатель скоростей, рукоятки переключателей находятся на руле. Данные велосипеды имеют от 18 до 27 передач. Эти велосипеды предназначены для езды в особо тяжелых условиях: по горам, камням, грязи, снегу, песку, и столь широкий выбор передач предназначен для выбора нужной в зависимости от условий езды, а также плавного перехода от одного передаточного отношения к другому. Так же отличительной чертой MTB является их тормозная система. Она, в отличие от клещевых систем на шоссейных и дорожных велосипедах, консольная. Консоли тормозных рычагов приварены к раме и вилке. На них непосредственно монтируются тормозные рычаги с тормозными колодками. Их "вывернутая" наружу компоновка обеспечивает достаточно высокие грязевые просветы, позволяя колесу беспрепятственно вращаться в раме и вилке в условиях сильного загрязнения. С другой стороны, ход колодок при этом не является перпендикулярным к ободу, что приводит к разрегулировке по мере истирания колодок. Для исправления положения дел в дорогих моделях используются механизмы с параллельным прижатием колодок. Например, Shimano делает параллелограммные рычаги, а Avid для этой цели использует арку с шарниром посередине. Такая система выглядит похоже на бустер, но им не является. Специальная конструкция переднего и заднего переключателей с мощными возвратными пружинами и конструкция ведущих и ведомых звездочек, имеющих разнообразную форму зубьев и специальные уступы и рампы для переходов цепи, а так же улучшенные цепи позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок как вверх, так и вниз. Горные велосипеды могут быть как без амортизаторов в подвеске, с передним амортизатором, так и с двумя амортизаторами. Кроме того, существуют еще велосипеды с "полужесткой" подвеской сзади (см. ниже).
Вес велосипеда (кроме двухподвесов) - 11-14 кг. 5. АТВ (All Terrain Bike, вседорожный велосипед). По сути это недорогой горный велосипед, имеющий колеса 24 и 26 дюймов. Резина на колесах - с "агрессивным" протектором. Как правило имеют 15-21 передач. 6. Даунхильный велосипед (Downhill bike). Этот класс велосипедов можно выделить из всех других, по причине его очень специфических свойств. Специально предназначенный для скоростных спусков с гор велосипед с амортизационной подвеской обоих колес. Имеет очень прочные раму и узлы, результатом чего является большой вес, и для обычной езды малопригоден. 7. Другие типы велосипедов. К ним относятся трековые, складные, детские, типа BMX, которые используются и как детские и как велосипеды для фристайла. Но все эти типы совершенно не годятся для велотуризма в любых его видах.
|
Copyright or other proprietary statement goes here. For problems or questions regarding this web contact tyrist@newmail.ru |