|
|
Предыдущая главаКлассы велосипедов.Что включает в себя понятие класс велосипеда, его уровень? На этот вопрос единого мнения нет. Все сходятся на том, что чем выше класс велосипеда, тем он дороже. Помните, чем товар лучше, тем он дороже, чем товар дороже, тем он лучше. Для промфинплана. На самом деле, дороже не значит лучше. Лучше чего, и для чего? Можно сказать точно, что чем выше класс велосипеда, тем он легче и имеет более высокий КПД (меньшее трение). Что касается прочности и ресурса, это не всегда так. Все зависит от предназначения такого велосипеда. Так велосипеды, предназначенные для соревнований мирового уровня могут быть оптимизированы для такого рода использования зачастую за счет ресурса и прочности. Например, стальная передняя звезда ХВЗ имеет больший ресурс, чем XTR от SHIMANO. Зато, XTR легче, четко и мгновенно переключается, имеет плавный ход. Или трековые велосипеды имеют меньшую прочность колес и покрышек, чем их шоссейные собратья. Мы попробуем связать класс велосипеда с областью применения.
* SIS - аббревиатура Shimano Index System (индексная система Шимано) - система дискретного переключения от Шимано. Некоторые ошибочно называют SIS группы Shimano Tourney (TY30, TY22, TY15, TY05), так как на заднем переключателе есть соответствующая надпись. Следует отметить, что цены нами указаны приблизительно, в среднем, не касаясь крайностей. Для примерного определения класса велосипеда, достаточно взглянуть на группу навесного оборудования, установленного на нем. Группа - так велосипедисты называют комплект оборудования для велосипеда, включающий в себя: втулки, переключатели, тормоза, ручки тормозные и переключения. (Ручки переключения скоростей на веложаргоне называют "манетки", шатуны и передние звезды - "система"; переключатели иногда называют "перекидками".). Подавляющее большинство производителей велосипедов устанавливают на свои велосипеды готовые компоненты производства других компаний. Компания SHIMANO, мировой лидер в производстве компонентов для велосипедов всех типов. Большинство велосипедов в мире укомплектовано компонентами ее производства. Кроме компании SHIMANO следует отметить и другие известные торговые марки компонентов: CAMPAGNOLO, MAVIC, SunTour, SACHS-SEDIS, GripShift (SRAM), Ritchey. Корпорация SRAM сначала специализировалась на манетках GripShift, затем на переключателях передач. После слияния с SACHS стала выпускать всю гамму компонентов (планетарные втулки, втулки, цепи, тормозные рукоятки). На Российском рынке горных велосипедов SHIMANO занимает практически монопольное положение, хорошо представлены и изделия SRAM, поэтому поговорим о их продукции подробнее. Группы для горных велосипедов.
*SIS - Shimano Index System (Индексная (фиксированная) система передач). Для регулярных турпоездок с "КАРАВАНОМ" лучше иметь навесное оборудование классом не ниже Shimano Alivio или STX-RC. Шоссейные группы. После Shimano итальянская фирма CAMPAGNOLO вторая по известности в России. Она выпускает компоненты только для шоссейных велосипедов, которые по праву считаются одними из лучших в мире. Естественно, компоненты CAMAGNOLO дороже чем Shimano, но более качественные и долговечные.
На самом деле у Shimano действительно достойных шоссейных групп всего две: Ultegra и Dura-Ace. Остальные же по-большому счету хлам, особенно втулки и системы (передние звезды и шатуны). Группа же RSX уже ниже всякой критики. На мой взгляд переключатели лучше даже у более низкой группы 300EX, которая тоже уже снята с производства. У CAMPAGNOLO дела обстоят лучше, и помимо великолепных групп RECORD и CHORUS, ее группы ATHENA, VELOCE тоже вполне достойные. Производители велосипедов.Велосипед какого производителя выбрать? Этот вопрос мучает многих не меньше остальных при выборе велосипеда. Сколько споров ведут велосипедисты о том какая рама лучше KLEIN или GT, COLNAGO или BIANCHI. На самом деле, определившись с видом велосипеда и его классом, более или менее все равно велосипед какого производителя выбрать из группы производителей известных, с именем. Подбирайте тот велосипед, который больше подходит для ваших целей или просто больше нравится, но не забывайте и про кошелек. Всегда смотрите на соотношения цена-качество. Многие "раскрученные" торговые марки стоят неоправданно дорого. Конечно, более опытный и искушенный велосипедист знает, что одному производителю лучше удаются алюминиевые рамы, а другому стальные. Но вид и класс велосипеда значит больше, чем торговая марка. Основываться при выборе нового велосипеда на таких доводах, как "на велосипедах этой марки был выигран чемпионат такой-то", или "установлен такой-то рекорд", или "гоняется профи такой-то" нецелесообразно. Во-первых, потому, что, если вы дочитали статью до этого места, наверняка покупаете велосипед для туризма или прогулок, а не для участия в соревнованиях. Во-вторых, потому, что наверняка вы покупаете совсем не ту модель, на которой был установлен рекорд. В-третьих, потому, что профессионалы ездят на тех велосипедах, с производителями, которых у них или у его команды есть соглашение. Он будет ездить на таком велосипеде нравится ли он ему на самом деле или нет. Для спортсменов это работа. Для компаний - вложение денег в маркетинг и рекламу. Вот краткий список надежных торговых марок, представленных на российском рынке.
Следует иметь ввиду, что покупая низкоклассный велосипед известной торговой марки, вы, как правило, переплатите, по сравнению с менее раскрученным brand-ом. Мы считаем, что совершенно бестолковой будет покупка нижних моделей известных марок потому что:
Резюмируя сказанное отметим, что если нет денег на покупку топовых моделей дорогих и раскрученных брэндов, то лучше остановить свой выбор на менее громких именах Тайваньских фирм, но выбрать при этом модель более высокого класса. И еще следует помнить, что соотношение цена/качество, а это для нас самый главный критерий, лучше у моделей средней ценовой группы (по западной классификации), и лежит он в интервале $ 500-1200. Определение размеров велосипеда.Пожалуй, самое главное при покупке нового велосипеда - это подобрать его себе по размеру. Забудьте о преимуществах и недостатках стали, алюминия и титана. Не обращайте внимания на сравнительные тесты в модных веложурналах. Единственное, что значит больше, чем все остальное при выборе нового велосипеда, чтобы он вам подходил по всем размерам. Задача подбора велосипеда по размеру состоит в том, что необходимо обеспечить оптимальное положение тела относительно велосипеда, с учетом стиля езды, что требует учета множества размеров. Размер велосипеда же определяется всего одним параметром - длиной подседельной трубы рамы, что очень удобно производителям и продавцам. Проблема здесь состоит в следующем. Раньше, когда в ходу были шоссейные и дорожные велосипеды, у которых верхняя труба рамы была горизонтальна, геометрия рам не сильно варьировалась, вынос руля регулировлся по высоте (50 -150 мм) и подседельные штыри были относительно короткие (100-200 мм), такой размер довольно точно позволял подобрать велосипед. Подобрав велосипед по подседельной трубе, можно было скорректировать посадку высотой установки выноса и седла. Теперь же с рапространением рулевых колонок типа Aheadset, вынос руля по высоте не регулируется, верхняя труба рамы у горных велосипедов не горизонтальна, а подседельные штыри бывают очень длинными до 300 - 400 мм, подбор велосипеда по длине подседельной трубы потярял смысл. Более того разные производители по-разному определяют размер велосипеда, что приводит к тому, что два велоcипеда размером в 18" могут отличаться по высоте рамы на несколько дюймов. Из-за того, что у большинства современных велосипедов вынос не регулируется по высоте, важнее подбирать себе велосипед по расстоянию от седля до руля, а правильного положения ног добиться регулировкой седла (по высоте и горизонтали). Существует множество формул для определения размеров велосипеда, но они или требуют сложных антропометрических измерений, или слишком грубы. Все формулы и правила не учитывают полностью индивидуальных анатомических особенностей и привычек, стиля езды. Все это делает эти формулы в конечном итоге малополезными. На самом деле пока не существует универсальной формальной системы определения необходимых размеров велосипеда. Личный опыт - единственный верный советчик. Но нужно же иметь какую-то точку отсчета. Поэтому мы для справки кратко остановимся только на грубой оценке размеров велосипеда и приведем несколко распространенных формул. Сначала объясним обозначения, которые мы будем в дальнейшем использовать:
Велосипед:
Человек:
Подгонка посадки производится в несколько этапов в следующем порядке: размер рамы, высота установки седла, высота установки руля, определение длины выноса, установка седла по горизонтали и, возможно, все сначала. Определение размера (роста) рамы.I. Простейший способ. Самый простой способ грубо оценить размер рамы (SIZE), который Вам необходим - это встать на ровном месте так, чтобы верхняя труба рамы оказалась между ногами и замерить расстояние от промежности до верхней трубы. Для шоссейного велосипеда это расстояние может быть в пределах 25 - 75 мм. Для кросового горного велосипеда: 100 - 200 мм. II. Несложная формула. Шоссейный велосипед. SIZE(С-С) = 0.65* ВП или SIZE(С-Т) = 0.67*ВП Горный велосипед. От SIZE(С-Т) = 0.67*ВП - 100 мм. До SIZE(С-С) = 0.67* ВП - 120 мм. Следует иметь в виду, что современные горные велосипеды важнее подбирать по расстоянию "В" (от седла до руля) потому, что регулировка седла по высоте у них очень велика, а руль часто по высоте практически не регулируется. Определение высоты установки седла.
Высота установки седла ( размер "H" ) определяется так. Сумма размера "H" и длины шатуна должна обеспечивать слегка согнутое в колене (около 25 градусов) положение ноги в нижней точке и слегка наклонное (вниз) или горизонтальное положение бедра в верхней точке. Длина шатунов.Грубая оценка необходимой длины шатунов для шоссейного велосипеда. С этого размера можно начинать пробовать разные варианты. Если у вас нога относительно короткая, то вам и шатун нужен короче. Если вам нужна классическая шоссейная рама следующего размера:
Для горного велосипеда длина шатунов берется больше на 2.5-5 мм, чем для шоссейного. Установка седла по горизонтали.Так называемая нейтральная позиция определяется так. Седло по горизонтали устанавливается так, что в горизонтальном положении шатуна вертикаль проведенная от небольшого выступа на берцовой кости прямо под коленной чашечкой проходит через сустав большого пальца ноги, который в свою очередь находится точно над осью педали. Не стремитесь точно выдержать этот размер. Разброс в 20-30 мм в ту или другую сторону вполне допустим. На самом деле, для людей с относительно более длинными ногами колено может быть значительно впереди оси педали. Многие велосипедисты недооценивают важность подбора седла по ширине. Неправильно же подобранное по ширине седло может вызвать серьезные проблемы: потертости, боли в области таза, и т.п.. Принцип подбора седла по ширине очень прост - человек должен сидеть, опираясь на седло седалищными буграми тазовых костей. Проблема здесь состоит в том, что мало кто знает, как правильно определить расстояние между седалищными буграми. Дело в том, что толстый слой мягких тканей, которые покрывают тазовые кости и являются очень подвижными, не дают возможности измерить это расстояние линейкой. Доктор медицинских наук В. Белецкий рекомендует следующий метод. Насыпте в таз песка до верху, поставтье таз на табуретку и сядте в песок. В песке остянется след. Измерьте расстояние между двумя самыми глубокими вмятинаи, которые оставлены седалищными буграми. Теперь вы готовы подбирать седло. С одной стороны, седло не должно проваливаться между седалищными буграми, с другой стороны, оно не должно быть слишком широким. То есть, седалищные бугры должны приходиться на края относительно ровной задней части седла, и не должны попадать на скаты. Следует заметить, что у женщин таз шире, чем у жужчин в среднем на 1-3 см, поэтому им требуются более широкие седла. Определение высоты установки руля.При определении высоты установки руля (размера "HSS") можно ориентироваться на следующие данные:
Длина выноса.Прогулочная, кроссовая и шоссейная посадка.
Размер "SS", который и определяет длину выноса при данной раме - наиболее труден для определения. К сожалению, нет простой формулы для оценки этого расстояния. Более того, этот размер наиболее вариативен. Он зависит от стиля езды, анатомических особенностей гонщика, привычек и т.д., и определяется суммой размеров: длины горизонтальной трубы рамы ( "C" ) и длины выноса. Единственным верным советчиком здесь может быть только ваш личный опыт. Можно дать некоторые общие рекомендации. Чем агрессивнее у вас стиль езды, чем интенсивность движения ближе к соревновательной, тем более низкая, вытянутая посадка вам требуется. При этом всегда руки в локтевых суставах должны быть слега согнуты (они никогда не должны быть полностью выпрямлены), мышцы слегка расслаблены. На шоссейном велосипеде предплечья и тормозные рукоятки в высокой посадке находятся примерно на одной прямой. Можно порекомендовать следующие методы грубой оценки длины выноса (размера "SS"). I) Расстояние от переднего конца седла до руля примерно равно раастоянию от локтевого сустава до кончика среднего пальца (+/- 2 см). II) Шоссе. В низкой посадке руки в локтевом суставе согнуты на 65-70 градусов. При этом расстояние от локтя до колена в верхней точке 25-50 мм. Посадка для туризма на горном велосипеде.Для велотуриста кроме эффективности передачи мощности и аэродинамических качеств, как для спорта, очень важным фактором важным является и комфортность езды, удобство посадки. И это понятно. Одно дело промчаться в гонке один-два часа и совсем другое - провести в седле целый день (или много дней подряд) и иметь возможность при этом любоваться окрестностями. Известно, что удобна та посадка, к которой привык. Но если Вам еще предстоит пройти процесс привыкания или хочется что-то исправить, то возможно, наши рекомендации будут полезны. Так вот, чем выше класс горного велосипеда, тем ниже (растянутей) посадку предполагает его геометрия. И это понятно. Логика гонки требует низкую, "агрессивную" посадку, а прогулка совсем наоборот. И вот здесь мы впервые сталкиваемся с противоречием при выборе горного велосипеда для спортивного ("агрессивного") туризма. Посадка для туризма не должна быть очень низкой, иначе через некоторое время даст знать о себе шея и поясница, да и любоваться красотами природы удобнее из положения "сидя", а не "лежа". Следует также иметь в виду, что чем выше класс велосипеда, тем меньше угол подъема выноса, а сам вынос длиннее. Более того большинство современных горных велосипедов имеют безрезьбовую рулевую колонку типа "aheadset" (двух типоразмеров: oversize - 1 1/8" и king size - 1 1/4"), высота установки выноса, в которых имеет очень ограниченный диапазон регулировки (5-15 мм) проставочными кольцами. Это обстоятельство требует особой тщательности при выборе удобного велосипеда. Хотим предостеречь от ошибки. Не надо приобретать велосипед с высокой рамой, пытаясь уменьшить расстояние "HSS", как бы поднять руль, так как с увеличением роста увеличивается длина верхней трубы, длина выноса, и Вы на высокой раме опять оказываетесь в лежачем положении. Положение усугубляется и тем, что еще больше приходится тянутся к рулю, по сравнению с рамой меньшего размера. В итоге, если вдруг на крутом спуске, надо будет сместить корпус за седло, то длины рук просто не хватит. Сравнение геометрий рам различных фирм показывает, что большинство из них изготавливают рамы примерно одинаковой формы и размеров в своем классе. Хотя следует отметить Genesis геометрию у рам от Gary Fisher и др. моделей от TREK Corp. Их особенность - удлиненная геометрия главного треугольника. То есть рама более вытянута, а чтобы можно было дотянутся до руля выноса ставят более короткие. В итоге расстояние С остается практически прежним. Мы не будем подвергать сомнению мудрость такого технического решения /по утверждению рекламы - такие рамы лучше входят в поворот/.
Как быть, если есть желание иметь велосипед гоночного (racing) класса и и иметь посадку повыше? Есть несколько выходов из такого положения. Первый. Надо заменить вынос на более короткий и/или с большим углом подъема, что не самое лучшее. Можно использовать изогнутый руль для скоростного спуска (Down Hill) длиной 60-67 см. Если он будет мешаться в узких местах, можно немного укоротить. Для туризма да и вообще такой руль удобнее во всех отношениях, чем прямой руль. Поворачивая его вокруг своей оси в небольших пределах, Вы имеете дополнительную степень свободы для подгонки посадки. Второй выход из положения оставить все как есть и через муки и боли в шее привыкать к стандартной посадке для гонок. Правда кроме своего переднего колеса и кусочка дороги Вы вряд ли, что еще увидите. Зато привыкнув к такой посадке Вы ощутите некоторые преимущества в смысле ходовых качеств. И последний наиболее дешевый вариант - велосипед, более низкого класса. Там высокая комфортная посадка гарантированна конструкцией. Такие велосипеды часто имеют стандартную "резьбовую" рулевую колонку с регулируемым в большом диапазоне по высоте выносом. |
Copyright or other proprietary statement goes here. For problems or questions regarding this web contact tyrist@newmail.ru |