Парусное вооружение
Для байдарок "Вуокса","Нева", "Ильмень"
и байдарок "Таймень"
Введение
Парусное вооружение ( в дальнейшем ПВ )
предназначено для установки на байдарки
"Вуокса", "Ильмень" и "Нева"
производства фирмы "Тритон" , а также
на байдарку "Таймень".
ПВ
может быть установлено на байдарки, имеющие
рулевое устройство и мачтовый опорный узел
(степс). Байдарки,не имеющие опорного узла и
рулевого устройства, требуют доработки в
производственных условиях. Байдарка "Таймень"
имеет степс и рулевое устройство.
ПВ
позволяет лодке двигаться до угла 60
градусов к ветру (до курса полный бейдевинд).
Конструкция ПВ не мешает экипажу двигаться
на веслах, а также позволяет легко снимать и
устанавливать мачту с парусом.
Технические данные
Площадь паруса |
|
3кв.м |
Высота мачты |
|
4.6 м. |
Осадка шверцами максимальная |
|
0.8 м. |
Вес |
|
8 кг |
Размеры упако |
|
1.65х0.15х0.2 м |
Устройство
Общее
устройство ПВ видно на рис. 1. ПВ состоит
из мачты(поз.2), гика(поз.3), паруса (поз.4),
подмачтовой балки (рис.2.), двух шверцов (поз.5.),
бегучего такелажа (поз.6.).
Мачта
состоит из трех колен. Нижнее и среднее
колена выполнены из труб диаметром 40 мм.,
верхнее -из трубы диаметром 30 мм. Мачта
вместе с парусом имеет возможность
поворачиваться на опорном узле (степсе) на
360 градусов.
Гик
служит для натяжения паруса в
горизонтальном направлении и обеспечивает
управление парусом. Гик выполнен из труб
диаметром 20 мм.
Парус
выполнен из специальной парусной ткани.
Углы паруса усилены дополнительными
накладками ткани. В передней части паруса
имеется карман для надевания на мачту.
Подмачтовая
балка выполнена из трубы диаметром 30 мм. и
является основной несущей конструкцией ПВ.
Подмачтовая балка поддерживает мачту в
вертикальном положении и несет шверцы.
Шверцы
изготовлены из фанеры толщиной 10 мм. Шверцы
служат для уменьшения бокового сноса
байдарки при движении под парусом.
К
бегучему такелажу относятся шкот (
веревка диаметром 6 мм.- снасть для
управления парусом) и фалы подъема шверцов (веревка
диаметром 6 мм.).
Сборка и установка на байдарку.
Парусное
вооружение может использоваться только с
байдарками, имеющими степс и рулевое
управление. В случае, если Ваша байдарка не
оборудована этими узлами, их необходимо
установить на нашем предприятии.
Сборку ПВ
нужно осуществлять в следующей
последовательности:
1. Установите на байдарку в районе степса
подмачтовую балку согласно рис.2.
2. Соберите мачту, состыковав три колена
мачты.
3. Наденьте парус карманом на мачту и
зафиксируйте его на рым-болтах,
расположенных на верхнем и нижнем
окончании мачты. При этом передняя кромка
паруса (шкаторина) должна быть натянута. (Возможно
пропустить конец через карман паруса и
продев через верхний рым-болт закрепить на
верхней штакорине паруса. Приэтом можно
складывать парус если появиться
необходимость)
4. Соберите гик и установите его на мачту с
парусом .
5. Отрегулируйте прогиб полотнища паруса (пузо)
натяжением шнура крепящего задний (шкотовый)
угол паруса к гику. Поверхность паруса
должна быть ровной (без морщин).
Шверцы
|
Рис.2 Крепление подмачтовой
балки со шверцами к продольному
набору байдарки.
|
6. Установите мачту на байдарку. Для этого:
- проденьте нижнее окончание мачты через
опорную втулку на подмачтовой балке
- установите нижний узел мачты (шпор) в степс
расположенный на кильсоне байдарки
- добейтесь вертикального положения мачты ,сдвигая
подмачтовую балку вперед или назад
зафиксируйте подмачтовую балку на
фальшбортах лодки.
7. Установите на подмачтовую балку шверцы. (В
комплект входит один шверц. Как мне
объяснили 2 шверца идут в комплекте с
аутригирами (боковыми поплавками)).
Правильное положение щверца - острой
кромкой к корме лодки.
8. Закрепите амортизаторы выводящие щверцы
в рабочее (вертикальное) положение на
переднем шпангоуте лодки. Фалы подъема
шверцов закрепите на одном из задних
шпангоутов лодки с таким расчетом, чтобы
амортизатор выводил шверц в вертикальное
положение.
5. Обеспечение безопасности”
Не допускайте эксплуатации байдарки с ПВ
в следующих случаях:
- при ветре более |
7 м/сек. |
- при высоте волны более |
0,25 м |
- при удалении от берега более |
500 м. |
- с превышением максимально
допустимой для Вашей байдарки
нагрузки |
|
- в темное время суток |
|
Перед
выходом на воду каждый член экипажа должен
одеть индивидуальный спасательный жилет.
Также перед выходом на воду байдарку
следует снабдить емкостями безопасности (байдарки
с надувным бортом этого не требуют). Первые
несколько выходов на воду на байдарке с ПВ
лучше провести в благоприятных условиях:
- небольшое удаление от берега
- комфортная погода и температура воды
- устойчивый несильный (до 5 м/с) ветер
Конструкция ПВ позволяет обезветрить парус
в любой момент и при любом курсе. Для этого
достаточно отпустить шкот и парус перейдет
во флюгерное положение. Поэтому
рекомендуем держать шкот в руке, а не
привязывать его. В случае внезапного
усиления ветра следует убрать парус и
перейти к движению на веслах.
Для снятия паруса
следует отвязать шкертик, крепящий
шкотовый угол паруса к заднему окончанию
гика, опустить гик и привязать парус к мачте.
Комплект поставки
1. Парус |
|
1 шт. |
2. Колено мачты верхнее |
|
1 шт. |
3. Колено мачты среднее |
|
1 шт. |
4. Колено мачты нижнее |
|
1 шт. |
5. Труба гика |
|
2 шт. |
6. Хомут ременной крепления
гика |
|
1 шт. |
7. Винт крепления гика (гнутый)
М6х75в сборе с гайкой барашком |
|
2 шт |
8. Балка подмачтовая в сборе с
двумя крюками крепления и гайками
барашками |
|
1 шт. |
9. Шверц в сборе с
амортизатором и фалом подъема |
|
2 шт. |
10. Шкот |
|
1 шт. |
11. Фал подъема шверца |
|
2 шт. |
12. Упаковка |
|
1 шт. |
13. Паспорт |
|
1 шт. |
Материалы по
парусному вооружению для байдарок любезно
предосталены Максимом
Пьяновым, который приобрел для себя этот
комплект и испробывал его на Иваньковском
водохранилище. Представляю его
впечатления от данного парусного
вооружения:
"Вот
и прошли первые испытания парусного
вооружения изготовленного фирмой Тритон
для байдарок. Могу сказать одно вооружение
хорошее. Его конструкция достаточно
простая позволяет легко установить его
даже начинающему. Конечно, небольших
доделок оно все-таки потребовало.
1.
Пришлось немного изменить способ крепления
паруса к мачте. В штатном варианте верхняя и
нижняя часть паруса крепиться на растяжках
к мачте. Это не позволяет в каких-то
экстренных ситуациях быстро убрать парус, (вариант
треплющегося по ветру паруса и
одновременная гребля на веслах
удовольствие, на мой взгляд, небольшое). По
этому в карман паруса я пропустил конец,
продел его в штатную петлю, к которой
крепился парус и привязал к верхнему кольцу
на парусе. Это позволило убирать парус практически
полностью, и при необходимости заново его
устанавливать.
2.
Хочу сразу сказать, что на 3-х местных
байдарках нижняя опора мачты
устанавливается за 2 шпангоутом на кильсоне,
за упором для ног для второго члена экипажа,
и ОБЯЗАТЕЛЬНО
ФИКСИРУЕТСЯ ПРИЛОГАЕМЫМИ В КОМПЛЕКТЕ
ВИНТАМИ. В противном случае Вы рискуете в
момент прохождения маршрута остаться без
паруса, а еще хуже у Вас появиться "киль"
размером с мачту, со всеми вытекающими
последствиями, У меня до этого
не дошло, но ощущения достаточно негативные.
3.
Необходимо перед походом метчиком пройти
все резьбовые соединения, а гайки, которые
крепят подмачтовую балку (они аллюминивые)
заменить медными, или из нержавейки, и
затягивать их лучше гаечным ключом, что
называется от души.
Вот
собственно и все.
Одно
наблюдение: при небольшом ветре 3-4 м/с
конструкция паруса позволяет совершенно
спокойно ходить как по ветру, так и против
ветра. При этом у меня сложилось мнение, что
против ветра идти легче.
"
|